Алгоритм организации учебного процесса в 2020-2021 учебном году

Атырауский инженерно-гуманитарный институт

 

                                                                                                   «Утверждаю»

проректор, профессор

_______ Ж.С. Хасанова

 

Алгоритм организации учебного процесса в 2020-2021 учебном году

 

1 Общие положения

  1. Организация учебного процесса в 2020-2021 учебном году в Атырауском инженерно-гуманитарном институте будет проходить при строгом соблюдении нормативных документов «Регламент обеспечения санитарно-эпидемиологического режима и его соблюдение обучающимися и сотрудниками АИГИ  и Методических рекомендаций МОН РК по организации учебного процесса ОВПО в 2020-2021 учебном году.

С данным Регламентом должны быть ознакомлены все обучающиеся и сотрудники института (размещение на сайте, разъяснительные и организационные встречи).

В целях соблюдения санитарно-эпидемиологического режима необходимо соблюдать в корпусах института следующие меры для собственной безопасности и безопасности других лиц:

–  строгое соблюдение масочного режима в корпусах института, иметь при себе кожные антисептические средства для личного использования.

– пользование в коридорах, рекреациях корпусов санитайзерами с антисептическими средствами (расположены в корпусе через каждые 100 м).

– проведение влажной уборки коридоров с применением дезинфицирующих и моющих средств каждые 3 часа;

– проветривание и влажная уборка всех учебных аудиторий, кабинетов ежедневно до 7.30, между сменами (с 12.00 -13.00 час.);

– организация занятий в соответствии с расписанием:

  1. 08:00 – 08:50
  2. 08:55 – 0 9:45 перемена 25 минут
  3. 10:10 – 11:00 11:05 – 11:55
  4. 12:00 – 13:00 перерыв между сменами
  5. 13:00 – 13:50
  6. 13:55 – 14:45 перемена 25 минут
  7. 15:10 – 16:00 8. 16:05 – 16:55 – обработка поточных аудиторий каждые 4 часа посредством включения бактерицидной лампы и последующего проветривания;

–  в пунктах питания института использование бактерицидных ламп не менее 15-20 минут каждые 4 часа во время технического перерыва; проветривание и влажная уборка с применением дезинфицирующих средств каждые 6 часов; расстановка столов, стульев с соблюдением расстояния не менее 1 метра. Нанести разметку и не допускать образования очередей более 5 человек;

– в библиотеке необходимо обеспечение обеззараживания читальных залов каждые 4 часа, их проветривание каждые 3 часа, расстановку столов с учетом социальной дистанции (не менее 1 метра между ними) и размещением за столом не более 2-3 человек; – обучающиеся, обязаны ежедневно в личном кабинете отмечать температуру тела и передавать информацию о своем здоровье.

– при наличии признаков ОРВИ или иной вирусной инфекции не посещать институт и обратиться в медицинское учреждение по месту жительства. а также информировать куратора. После выздоровления обучающиеся обязаны предоставить медицинскую справку.

  1. Перед началом учебного года издается приказ ректора о форме организации учебного процесса в связи с профилактическими мерами, связанными с угрозой коронавирусной инфекции.
  2. Учебный процесс обучающихся всех уровней организован в дистанционном формате.
  3. Учебный процесс обучающихся 2-4 курсов очной формы, организован по модульно-блочной системе.
  4. Модель синхронного (одновременного) обучения реализуется посредством организации преподавателем видеоконференций или вебинаров для академической группы (потока) через Zoom, в соответствии с расписанием. Обучающиеся в обязательном порядке подключаются к занятию и активно участвуют в нем.
  5. Обучающиеся подключаются на занятия в соответствии с утвержденным расписанием. В случае технических сбоев во время занятий, обучающийся имеет возможность изучить курс в другое удобное время, используя модель асинхронного (в разное время) обучения, которая обеспечивается через использование образовательных платформ Платлнус, АИС ERP HERO, электронной почты, доступных мессенджеров. При использовании асинхронного вида работ обучающиеся и преподаватель работают в разное время на протяжении длительного периода времени. Основной платформой для работы служит Платонус с постепенным переходом на систему ERP HERO. Необходимо четко и своевременно выполнять задания, размещенные в соответствующих разделах дисциплины в LMS. Обязательно к исполнению регулярно загружать на проверку сканкопии, скриншоты, фотографии и др. выполненных заданий для проверки и осуществления текущего контроля посещаемости и промежуточного контроля успеваемости.

Преподаватель может использовать курсы (части курсов) размещенных в общем доступе на платформах Open edX, Coursera; других образовательных организаций с использованием смешанной формы обучения.

  1. Экзаменационная сессия будет проводиться в режиме онлайн в соответствии с ДП «Промежуточный, итоговый контроль и оценка знаний, обучающихся. Форма проведения экзамена определяется в зависимости от результатов обучения, прописанных в рабочей учебной программе (силлабусе).
  2. Планирование учебной нагрузки ППС проводится в соответствии с Нормами времени для планирования общего объема годовой нагрузки профессорско-преподавательского состава института на 2020-2021 учебный год
  3. В случае отсутствия технической возможности у ППС, деканаты обеспечивают преподавателей рабочими местами в закрепленных за факультетом аудиториях с соблюдением санитарных норм, ДИТ компьютерами.
  4. Приказы о зачислении на 1-ый курс по всем уровням и формам обучения будут изданы 26 августа, выдать всем обучающимся 1-ых курсов логины и пароли до 28 августа.
  5. Учет посещаемости обучающихся на занятиях фиксирует преподаватель в журнале посещаемости в образовательном портале (в журнале посещаемости предусмотрены поля: «пропуски» и «опоздания»). 5 опозданий обучающего на занятие более, чем на 20 минут будут считаться за 1 отсутствие. При 30% случаев отсутствия на занятиях по дисциплинам без уважительной причины, обучающемуся закрывается доступ к выставлению рубежного и промежуточного контролей.
  6. Для обучающихся 1 курса организавана дистанционно адаптационная неделя в соответствии с Планом, утвержденным проректором по УМР. Необходимо провести консультации, даны рекомендации по:

– ознакомлению со структурой института, академической политикой, кодексом академической честности обучающихся;

– обучению по работе в Системе дистанционного обучения,

– обучению по работе в ZOOM, Microsoft teams; и др.

– информирование обучающихся об имеющихся цифровых ресурсах библиотеки института (работа с электронным каталогом, электронная

доставка документов по запросам, постоянное увеличение контента электронной библиотеки);

– онлайн регистрация на курс;

– онлайн регистрации по заселению в общежитие института.

  1. Для обучающихся 2-4 курсов с 27 по 28 августа 2020 года организовано проведение ориентационной недели, по утверждённому Плану по вопросам:

– ознакомление с изменениями в академической политике, кодексом академической честности студентов;

– обучение по работе в Системе дистанционного обучения, Moodle, Open edX, Google Classroom.

– эффективная самоорганизация обучающихся в период ДО (таймменеджмент).

  1. Иногородние обучающиеся обеспечиваются общежитием.
  2. Студентам 2-4 курсов, обучающимся на платной основе, необходимо ознакомиться и подписать дополнительное соглашение к договору об оказании образовательных услуг об изменении условий обучения.
  3. В учебном процессе возможно использование МООК различных платформ несколькими способами:

1) в случае частичного соответствия материалов МООК силлабусу преподаваемой учебной дисциплины, возможно использование материалов МООК в учебном процессе под руководством преподавателя;

2) в случае полного соответствия содержания материалов МООК силлабусу преподаваемой учебной дисциплины, возможен перезачет академических кредитов на основании сертификата об успешном прохождении обучающимся курса платформы МООК;

3) в случае соответствия результатов обучения МООК результатам обучения образовательной программы, возможен перезачет академических кредитов дисциплин на основании сертификата об успешном прохождении обучающимся курса платформы МООК.

  1. Академические отпуска предоставляются обучающимся на основании заключения врачебно-консультативной комиссии при амбулаторно-поликлинической организации продолжительностью сроком от 6 до 12 месяцев по болезни, повестки о призыве на воинскую службу, рождения, усыновления (удочерения) ребенка до достижения им возраста трех лет (Об утверждении ТПД организаций образования соответствующих типов Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 595 (с изменениями на 18.05.2020г.).
  2. Организация практик:

1) Учебная практика интегрирована в образовательный процесс. С учетом требований санитарных норм учебная практика предусмотрена в день 3 часа (норматив в день не более 6 часов).

2) Все виды профессиональных практик (1-ая производственная и 2-ая производственная) проходят на предприятиях в соответствии с заключенными договорами. В условиях карантина и отсутствия возможности заключения договоров с предприятиями и организациями, профессиональные практики могут быть перенесены на следующий академический период, либо дистанционное прохождение практики.

3) Преддипломная практика интегрирована в процесс обучения, на основании заключенного договора студенты проходят на предприятиях при соблюдении требований сантарно-эпидемиологических норм.

  1. Все занятия проводятся в онлайн-режиме с применением доступных информационно-коммуникационных технологий, онлайн-ресурсов (онлайн-лекции, видео-лекции, скайп, ZOOM, электронная почта и другие). При необходимости в график учебного процесса, содержание программ, силлабусов вносятся коррективы, вызванные необходимостью создания гибкой организационной формы обучения. На каждую группу создается электронная почта, на которую ежедневно согласно расписанию занятий с 8.00 часов отправляются учебные материалы (лекционные комплексы, презентации и т.п.), задания, контрольные вопросы и т.д. по предметам обучения, согласно расписания занятий. Каждый студент информирован о необходимости наличия интернета и нахождения на ежедневной связи с преподавателем через доступные средства связи. Для обеспечения усвоения учебного материала профессорско-преподавательский состав обеспечивает доступ студентам к электронной почте (лекционному материалу, презентациям, вопросам текущего контроля и другим учебным материалам для самостоятельного изучения) по расписанию занятий.

 

2 Дистанционное обучение

 

  1. При переходе на формат дистанционного обучения:

1) Отдел ДОТ предоставляет информацию об использовании онлайн курсов для преподавания конкретных дисциплин или о проведении занятий по дисциплинам с использованием дистанционных технологий;

2) не требуется заключение каких-либо соглашений с преподавателями при изменении формата преподавания учебной дисциплины с применением или полным замещением на онлайн-курсы;

3) любой формат обучения осуществляется в рамках утвержденной рабочей учебной программы дисциплины (силлабуса). Преподавателям до 25.08.2020 г. актуализировать по требованиям все силлабусы

4) Отдел ДОТ размещает на сайте и личных кабинетах, обучающихся информацию о сроках реализации онлайн-курсов с указанием дат завершения записи, обучающихся на онлайн-курсы.

  1. При дистанционном обучении институт использует две основные технологии:

– проведение занятий в дистанционном формате на платформе СДО, Open edX;

– использование собственных онлайн-курсов или онлайн-курсов, разработанных ведущими университетами (в этом случае потребуется оформление обучающимся согласия на обработку персональных данных и принятие условий пользовательского соглашения онлайн-платформы).

  1. Расписания занятий составляется с учетом загрузки серверов (не более одновременных 400 подключений при наличии включенных видеокамер; 600-800 подключений при отключенных видеокамерах).
  2. Занятия могут проводиться используя курсы открытых платформ и разработанных ППС института, системы видеоконференцсвязи BigBlueButton (bbb), системы Видеоконференцсвязи ZOOM, а также в виде трансляции на YouTube.com.
  3. Вход ППС и обучающихся на онлайн занятия обязателен только через систему дистанционного обучения (СДО) вуза под личным логином и паролем.
  4. Лекционные занятия могут проводиться преподавателями в реальном времени, а также записанные и закрепленные в СДО. На полностью онлайн курсах в соответствии с Нормами времени выделяются часы преподавателю на сопровождение курса по всем формам обучения из расчета: 1 час на одного обучающегося. При проведении онлайн лекций в нагрузку преподавателя выделяется 15 часов на лекцию.

 

3 Смешанное обучение (blended-learning (bl))

 

  1. При смешанном обучении используется подход, который сочетает в себе традиционные формы аудиторного обучения с онлайн обучением.
  2. Все входные группы в институте снабжены бесконтактными тепловизорами.
  3. При входе в институт сотрудниками Службы внутренней безопасности осуществляется замер температуры входящих лиц посредством бесконтактного тепловизора. При наличии повышенной температуры тела (свыше 37°), обучающийся, сотрудник или гость не запускаются в институт, им рекомендуют обратиться в медицинское учреждение.
  4. Лекционные занятия по всем дисциплинам учебного плана проводятся в режиме онлайн.
  5. Расписание для онлайн занятий составляется с учетом загрузки серверов (не более одновременных 400 подключений при наличии включенных видеокамер; 600-800 подключений при отключенных видеокамерах).
  6. Занятия должны проводиться с помощью ZOOM, Google classroom, а также в виде трансляции на YouTube.com.
  7. Вход ППС и обучающихся на онлайн занятия обязателен только через систему дистанционного обучения (СДО) вуза под личным логином и паролем.
  8. Учет посещаемости обучающихся при обучении с использованием ДОТ осуществляется преподавателем на основании присутствия, обучающихся во время видеотрансляции, а также по данным (логам активности) о действиях участников онлайн сессии вне зависимости от используемой платформы. Фактическое участие обучающегося на занятии подтверждается в процессе периодического голосового опроса преподавателем, группового чата и т.п.
  9. Во время проведения занятий ППС в соответствии с утвержденным расписанием при использовании сторонних приложений ZOOM, Google classroom, YouTube и др. необходимо после начала занятий зайти на курс в СДО для проверки связи с обучающимися.
  10. Преподаватели и обучающиеся во время занятий в on-line режиме (при использовании систем видеоконференцсвязи) должны соблюдать правила визуального и речевого этикета: опрятный внешний вид, отсутствие на занятиях лиц, не являющихся обучающимися данного курса, и домашних животных, недопущение действий обучающимися и преподавателями, отвлекающих внимание от учебного процесса и др. 11. Потоки занятий в режиме оффлайн сформированы не более 15 человек в аудитории с соблюдением социального дистанцирования.
  11. Проведение семинарских занятий организовано с наполняемостью учебных аудиторий и кабинетов с учетом социального дистанцирования – 1 человек на 1 кв.м., т.е. 1 обучающийся занимает 1 парту.
  12. При проведении лабораторных занятий, преподаватели выдают задание в онлайн режиме.
  13. Предусмотрен скользящий график звонков для обеспечения непересечения различных академических групп на переменах и в расписании предусмотреть перерыв между учебными занятиями не менее 25 минут для проведения санитарной обработки аудиторий, включая, обеззараживание воздуха и проветривание. Предусмотреть “большую” перемену до одного часа после трех занятий для проведения влажной уборки. Ежедневно проводится проветривание и влажная уборка всех учебных аудиторий, кабинетов до 7.30, при этом протираются ручки дверей, столы, парты, подоконники дезинфицирующими и моющими средствами.
  14. Требования к контенту курса. Преподаватель должен обеспечить в полном объеме контент читаемого курса в системе ДО. Такие ресурсы, как мультимедиа, инфографика и моделирование, призваны помочь студентам освоить сложные понятия. Размещение лекционных материалов позволяет студентам, отсутствующим на очном занятии, не отставать от курса. Инструменты совместной работы позволяют студентам работать вместе над проектом в режиме онлайн. Обязательные электронные элементы курса:

– презентации и тексты лекций;

– дополнительные учебные материалы для студентов, желающих получить дополнительную информацию (главы из книг или учебников, документы, статьи, ссылки на другие источники и пр.);

– тесты на самопроверку.

Существуют различные способы обучения слушателей. Понимание своей целевой аудитории и формата курса (полностью онлайн или смешанный) нужно выбрать соответствующий тип лекций и заданий. В большинстве случаев используют следующие ресурсы:

– Презентации на основе слайдов (PowerPoint, Google Slides)

– Веб-страницы с мультимедийными функциями

– Текстовые документы  (транскрипты лекций, журнальные статьи, научные работы, книги)

– Аудио/видео материалы (видеозапись лекции, озвучка презентации, подкаст и пр.)

– Тесты на самопроверку Презентации предоставляют обучающемуся  общую информацию по теме и являются наглядным или опорным средством для материала лекций. Презентация помогает структурировать контент, вводить и иллюстрировать новые, ключевые понятия (на каждое новое понятие – отдельный слайд), взаимодействовать с аудиторией через поставленные вопросы.

Нужно убедиться, что слайды не содержат много текста, а иллюстрации можно четко рассмотреть на экране смартфона. Слайды не должны содержать слишком много элементов, они должны поддерживать содержание лекции, а не отвлекать внимание студента от него.  Презентация должна содержать вступительный слайд с названием темы и задачами обучения и заключительный слайд, где резюмируется то, о чем была лекция и какие задачи были выполнены. Самый последний слайд должен быть для ссылок на источники, которые использовались в процессе подготовки лекции.

Веб-контент (содержание веб-сайта). Веб-контент используется для дополнения обязательного учебного материала курса.

Анимация, наглядные пособия или моделирование могут помочь обучаемому понять сложные или абстрактные понятия.

Справочные сайты имеют важное значение для студентов, так как студент знакомится с материалом с другой точки зрения.

К текстовым материалам относятся прежде всего субтитры (транскрипты) видеолекций и тезисы лекций, представленных презентациями в Google slides и Powerpoint.

Транскрипты помогают студентам следить за видео, создавать конспекты, быстро найти необходимую информацию или раздел лекции. Транскрипты и тезисы лекций относятся к обязательным материалам курса.

Текстовые документы, такие как главы книг, рецензируемые статьи или исследовательские журналы, предоставляют подробные сведения по теме.

На сайте можно разместить документы или ссылки на них. Обязательно укажите, для чего предоставлены указанные текстовые документы: для обязательного или дополнительного изучения.

Чтобы создать озвученное видео – видеоматериалы (презентации с голосовым сопровождением,  видео-лекции) необходимо использовать программное обеспечение для записи экрана, чтобы записать свой голос, в то время когда вы даете лекцию, опираясь на слайды презентации.

Профессиональные видеолекции могут быть созданы при помощи студийной записи. Рекомендации по длине:

– Продолжительность видео не должна превышать 15 минут. Преподавателям необходимо стараться придерживаться  7-10 минут.

– Лучше создать несколько коротких видеороликов по одной теме, чем один длинный.

– Разделить презентацию на разделы, чтобы создать логические точки разрыва.

– Обязательно необходимо связывать разделы одной темы, представленные в отдельных видеолекциях, указывая что было пройдено в предыдущей лекции/видео, на чем вы остановитесь в данном видео и что предстоит узнать в следующем.

Предоставить обучающимся оценить себя самостоятельно, с целью определения насколько хорошо они понимают изученные электронные материалы. Необходимо создать тесты на самопроверку по каждой теме, используя функционал платформы. В тесте должно быть 8-10 вопросов с вариантами ответов. Задать пороговый балл минимум в 70% и другие настройки (количество попыток, обратная связь и др.). Обучающийся может сдавать их до тех пор, пока не получит проходной балл.