Дистанционное обучение: Трибуна преподавателя Проектная деятельность как один из эффективных приемов обучения иностранным языкам

Методика преподавания иностранных языков, ориентированная на коммуникативный подход, является той областью науки, где наряду с традиционными методами, применяются новые образовательные модели. Поскольку преподаватель работает с самой активной частью общества-молодежью, для которых все новое гораздо интереснее и актуальнее, необходимо использовать современные технологии. К ним можно отнести такие виды работы как проектный метод, презентация проектов, case study, конференция, круглый стол, дебаты и т.д.

Все эти виды работы относятся к методу обучения в сотрудничестве и позволяют создать условия для активизации речевой и познавательной деятельности.В англоязычной литературе этот метод называется «studentteamlearning» (обучение в команде), где уделяется особое внимание «групповым целям» (teamgoals) и успеху всей группы ( teamsuccess).
Среди наиболее эффективных способов активизации речевой деятельности студентов при обучении английскому языку является проектная работа, при которой студенты сами планируют, разрабатывают, защищают свой проект, активно участвуя в творческом процессе. Проектный метод, известный также как «метод проблем», был разработан в США в 20-х годах прошлого века Дж.Дьюи , а также и В.Х.Килпатриком [1]. Целью проектной методики являются повышение мотивации к изучению иностранного языка, применение приобретенных компетенций, развитие речевых навыков и умений.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и основана на цикличной организации учебного процесса, то есть учебный процесс планируется по циклам, которые подразделяются на начальный, средний и завершающий.
Е.С.Полат выделяет следующие умения, которые способствуют успешному овладению проектной деятельностью: — интеллектуальные (умение работать с информацией, с текстом (выделить главную мысль, вести поиск информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение работать с разнообразными справочными материалами); — творческие (умение генерировать идеи, для чего требуются знания в различных областях; умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы; умения прогнозировать последствия того или иного решения); — коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать своего собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль).
Что такое проект? Проект — это возможность студентов выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, плакатов, объявлений, исследования с последующим оформлением и т.д. В процессе проектной деятельности ответственность за обучение возлагается на самого студента. Самое важное то, что студент, а не преподаватель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдёт его презентация.
Для чего нам нужен метод проектов? «Научить студентов самостоятельному, критическому мышлению, научить ориентироваться в информационном пространстве». Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. «Принимать самостоятельные аргументированные решения, научить работать в команде, выполняя разные социальные роли» [2].
Проект осуществляется по определенной схеме:
1. Подготовка к проекту.
Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:
— предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого студента
— выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить студентам идею, обсудить ее со студентами.
2. Организация участников проекта.
Сначала формируются группы студентов, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности студентов к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы.
3. Выполнение проекта.
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта. Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны преподавателя, создаются в аудитории.
4. Презентация проекта.
Весь отработанный, оформленный материал надо представить одногруппникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у студентов может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. Проектные задания тщательно градуируются, с тем, чтобы студенты могли выполнять их на английском языке.
5. Подведение итогов проектной деятельности [3].
Методика проектов — это путь наиболее элективного использования изученного материала. Проектная методика развивает у студентов самостоятельность, творчество, активность.
Метод проектов, с одной стороны, хорошо вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения. Он позволяет научить студентов самостоятельно разрабатывать определенные темы программы, учит работать совместно в группе и паре, анализировать итоги своей работы. С другой стороны, он позволяет развивать одновременно все четыре основные умения: аудирование, говорение, письмо и чтение.
Каждый проект — это результат большой и трудной работы студентов. Авторы проекта ищут информацию, собирают материал, рисуют иллюстрации, пишут текст и т.д.
Проектная деятельность — это высоко адаптированная методика. Она может применяться на любом этапе обучения и в любом возрасте. Студенты, получив задание, начинают подходить к нему более осознанно. Они учатся сами планировать и организовывать свою работу, распределяют задание, развивают коммуникативные навыки. Они учатся оценивать свои способности и способности своих товарищей, проводить диагностику и оценивать промежуточные результаты для получения хорошего конечного результата.
Изучение опыта использования проектной технологии на уроках английского языка показало ее эффективность в практике обучения. Есть данные, что по всем видам речевой деятельности увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода, содержание которого соответствует темам проектов, значительно совершенствуются умения устной и письменной речи, навыки компьютерной обработки текстовой информации, расширяются кругозор студентов, отмечаются развитие коммуникативных навыков, умение вести дискуссию на английском языке.
Работа над проектом содержит определённые трудности. Не всегда студенты готовы или способны осуществить проектную деятельность на ИЯ: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Неизбежны и языковые ошибки, т.к. часть дополнительной информации незнакома студентам и вызывает определённые языковые трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала должны предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом. Результативность проектной работы зависит от множества факторов, которые должны отслеживаться преподавателем при планировании того или иного проекта.
Подготовка проекта включает разные уровни деятельности. Возможно, студентам потребуется задавать вопросы своим товарищам или искать информацию в справочнике. Это может вызвать «рабочий» шум. Однако этого не надо опасаться, т.к. такая активность способствует работе. В ходе выполнения проекта студенты активны, они проявляют творчество и не являются пассивными. Работая над проектом, каждый студент, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и креативность, активность и самостоятельность. Совместная работа над проектом позволяет каждому не только выполнять посильное для него задание, но и учиться навыкам совместного труда в коллективе, когда необходимо выслушать партнера, принять или не принять его точку зрения, аргументировать свой выбор. То есть каждому проявить свое «я», рассказать о себе, о своих мыслях, оценить, что твоя точка зрения кому-то интересна и интересен ты сам как личность.
Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Резервы развивающего обучения раскрываются наиболее плотно, если этому способствуют благоприятный психологический климат на занятии и адекватное поведение как речевого партнера и старшего помощника.
Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала студентов.
Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно также и то, что в работе над проектом студенты учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом, формирует творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания, и приводит студентов к практическому владению иностранным языком.
Метод проектов является составной частью обучения английскому языку студентов на начальном этапе, так и при дальнейшем овладении им. Одной из главных задач обучения иностранным языкам является решение такой важной проблемы, как развитие самостоятельной работы студентов, ориентирование их на активное творческое усвоение материала, умение логично мыслить и оперативно принимать самостоятельно решения.
В заключение хотелось бы сказать, что использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию студентов, не только делает занятия более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию. Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая обеспечивает:
1. значительное повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности;
2.повышение уровня внутренней мотивации студентов;
3. повышение уровня самостоятельности студентов, уровня сплоченности коллектива;
4.повышение общего интеллектуального развития студентов.
Проектная методика основана на личностно-деятельностном подходе и в большей степени способствует формированию вторичной языковой личности, развитию и совершенствованию первичной языковой личности, а значит и совершенствованию иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенции студентов в целом [4].
Нурайна КАКПАНБАЕВА,Заведующей кафедрой Иностранного языков Атырауского инженерно-гуманитарного института,доктор PhD.

Project activity as one of the effective
methods of teaching foreign language
KAKPANBAYEVA
NURAINA
Doctor PhD, head of the Department of «Foreign languages» of Atyrau Engineering and Humanities Institute (Atyrau, Republic of Kazakhstan).
Graduated from Kazakh State University of World Languages named after Abylai Khan, specialty «teacher of German language»(1994y.), Atyrau Engineering and Humanities Institute, Bachelor of education «teacher of English and German languages»(2017y.),with honors in magistracy at the Department of pedagogy and psychology of Atyrau State University named after KhalelDosmukhamedov (2013y.), doctoral studies in Varna Free University named after ChernorizetsHrabar (Bulgaria, 2019y.).
She was awarded the «Leader of Education» medal, the «YbyraiAltynsarin» medal and the Diploma of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan for educational activities.
She has numerous awards from scientific and public organizations.
Х Х Х
Method of teaching foreign languages, focused on the communicative approach, is an area of science where, along with traditional methods, new educational models are used. Whereas the teacher works with the most active part of the society-youth, for whom everything new is much more interesting and relevant, it is necessary to use modern technologies. These include such types of work as a project method, project presentation, case study, conference, round table, debates, etc.
All these types of work relate to the method of learning in cooperation and allow to create conditions for the intensification of speech and cognitive activity. In English literature, this method is called “student team learning” (team learning), where special attention is given to “team goals” and the success of the whole group (team success).
Among the most effective ways of enhancing students’ speech activities in teaching English is project work, in which students plan, develop, protect their own project, and actively participate in the creative process. The project method, also known as the “problem method” was developed in the USA in the 20s of the last century by J. Dewey, as well as V.K. Kilpatrick [1, P. 25-30]. The aim of the project methodology is to increase the motivation to learn a foreign language, apply acquired competencies, develop speech skills and abilities.
The project methodology is characterized by high communicativeness and based on the cyclical organization of the educational process, that is, the educational process is planned in cycles that are divided into initial, secondary and final.
E.S. Polat identifies the following skills that contribute to the successful mastery of project activity: — intellectual (ability to work with information, with text (highlight the main idea, search for information in a foreign language text), analyze information, make generalizations, conclusions, etc., ability to work with a variety of reference materials); — creative (the ability to generate ideas, which requires knowledge in various fields; the ability to find not one, but several solutions to the problem; the ability to predict the consequences of a decision); — communicative (the ability to lead a discussion, listen and hear your interlocutor, defend your point of view, supported by arguments; the ability to find a compromise with the interlocutor; the ability to concisely express your idea).
What is a project? The project is an opportunity for students to express their own ideas in a creative and thoughtful way convenient for them: making collages, posters, announcements, research, followed by design, etc. In the process of project activity, the responsibility for learning lies with the student. The most important thing is that the student, not the teacher, determines what the project will contain, in what form and how it will be presented.
Why do we need a project method? “To teach students independent, critical thinking, to learn to navigate in the information space”. Reflect, based on the knowledge of the facts, laws of science, to make reasonable conclusions. “To make independent reasoned decisions, to teach working in a team, fulfilling different social roles” [2, P.98-103].
The project is carried out according to a certain scheme:
1. Preparation for the project.
Starting to create an educational project, you should observe a number of conditions:
— pre-study the individual abilities, interests, life experience of each student
— choose a project theme, formulate a problem, propose an idea to students, discuss it with students.
2. Organization of project participants.
At first, groups of students are formed, where each has his own task. Distributing duties, students’ inclinations to logical reasoning, to the formation of conclusions, to the design of the project work are taken into account.
3. Execution of the project.
This step is related to the search for new, additional information, the discussion of this information, and its documentation, the choice of ways to implement the project. Some projects are drawn up at home on their own, others that require assistance from the teacher are created in the classroom.
4. Presentation of the project.
All the waste, decorated material must be submitted to groupmates, to protect your project. For the analysis of the proposed teaching method, the ways of execution and presentation of the project are important. So, students may have a special notebook only for projects. Projects can be carried out on separate sheets and fasten together, forming an exhibition, installation. Groups can compete with each other. Project assignments are carefully graded so that students can perform them in English.
5. Summarizing the project activity [3, P.53-56].
The project methodology is the most selective way to use the material studied. The project methodology develops students’ independence, creativity and activity.
The project method, on the one hand, fits well into the educational process, without affecting the content of training. It allows students to teach themselves to develop certain topics of the program, teaches to work together in a group and a couple, to analyze the results of their work. On the other hand, it allows to develop all four basic skills simultaneously: listening, speaking, writing and reading.
Each project is the result of a great and difficult work of students. The authors of the project are looking for information, collecting material, drawing illustrations, writing text, etc.
Project activity is a highly adapted method. It can be applied at any stage of study and at any age. Students, having received the task, begin to approach it more consciously. They learn to plan and organize their work themselves, distribute tasks, develop communication skills. They learn to evaluate their abilities and the abilities of their comrades, to diagnose and evaluate intermediate results to obtain a good final result.
Studying the experience of using project technology in English lessons has shown its effectiveness in the practice of teaching. There is evidence that in all types of speech activity, reading speed increases, the quality of translation improves, the content of which corresponds to the themes of the projects, the ability to speak and write, the computer processing of text information significantly improves, the students’ outlook grows, the development of communication skills is noted, ability to lead a discussion in English.
Work on the project contains certain difficulties. Students are not always ready or able to carry out project activity at the FL: to lead a discussion, discuss organizational issues, set forth a course of thought, etc. Inevitable and language errors, because some of the additional information is unfamiliar to students and causes certain language difficulties. Therefore, the repetition and generalization of the necessary grammatical and lexical material should precede the development of projects, and the projects themselves should be carried out at the final stage of work on the topic, when the conditions for free improvisation in work with language and speech material are already created. The effectiveness of project work depends on many factors that should be monitored by the teacher when planning a particular project.
Project preparation includes different levels of activity. Students may need to ask questions to their comrades or look for information in the reference book. This can cause “working” noise. However, this should not be feared, because such activity contributes to the work. During the project, students are active, they are creative and are not passive. Working on the project, every student, even the weakest in language and less active in the psychological sense has the opportunity to show his own imagination and creativity, activity and independence. Working together on a project allows everyone not only to perform what is possible for him, but also to learn teamwork skills in a team when it is necessary to listen to a partner, accept or not accept his point of view, and argue his choice. That is, everyone to show their “I”, tell about themselves, about their thoughts, estimate that your point of view is interesting to someone and you are interesting as a person.
Work on projects develops imagination, fantasy, creative thinking, autonomy and other personal qualities. The reserves of developmental training are most closely revealed if this is facilitated by a favorable psychological climate in the classroom and adequate behavior as a speech partner and senior assistant.
It is very important to organize work on the project, creating the most favorable conditions for the disclosure and manifestation of the creative potential of students.
Project training actively influences on the motivational sphere of the student. It is also very important that in the work on the project, students learn to cooperate, and training in cooperation fosters such moral values in them as mutual assistance, desire and ability to empathize; improves the general culture of communication and social behavior in general, forms the creative abilities and activity of the students, i.e. there is an inseparable process of training and education, and leads students to practical knowledge of a foreign language.
The project method is an integral part of teaching English to students at an early stage, as well as further mastering them. One of the main tasks of teaching foreign languages is the solution of such an important problem as the development of students’ independent work, their orientation towards active creative learning of the material, the ability to think logically and quickly make decisions independently.
In conclusion, I would like to say that the use of innovative technologies in teaching not only stirs the motivation of students, not only makes classes more diverse and interesting, but also contributes to self-development. The project methodology is an effective innovative technology that provides:
1. a significant improving in the level of proficiency in language material and speaking as one of the types of speech activity;
2. improving the level of internal motivation of students;
3. improving the level of independence of students, the level of team cohesion;
4. improving the overall intellectual development of students.
The project methodology is based on the personality-activity approach and more conductive to the formation of a secondary linguistic personality, the development and improvement of the primary linguistic personality, and hence, the improvement of foreign language communicative and intercultural competence of students in general [4, P.67-71].
Literature
1. Polat E.S. Method of projects in foreign language lessons. Foreign languages at school- № 2,3-2000.
2.Polat E.S. Method of projects in foreign language lessons; 2007.
3.Novikova T. Project technologies in the classroom and in extracurricular activities.// Traditional education, №7, 2000.
4. Novikov A.M. Methodology of education. – M., 2002.

Добавить комментарий