Дистанционное онлайн обучение в Атырауском инженерно-гуманитарном институте

Мы практикуем дистанционное образование с 2014 года. Одно из приоритетных направлений в работе нашего вуза – применение в учебном процессе информационных технологий, используемых для передачи информации и упрощенная структура организации учебного процесса.

Реализацию дистанционного обучения систему администрирования и управления учебной деятельностью обеспечивает образовательная платформа института АИС Платонус, где размещены полный контент учебно-образовательных материалов.
В текущем учебном году институтом приобретена и установлена о АИС ERP HERO. На 1 этапе для каждого ППС и сотрудника института создана корпоративная почта и все они авторизированны и приступили к работе. На 2 этапе прошли обучение по программе Work Space. По данной программе преподаватели и руководители структурных подразделений приступили к работе. На 3 этапе планируется обучение по Study Spase.
Преимущества данной программы: совместимость с большинством браузеров, очень легко настраивается. Охватывает большие возможности учебно-образовательного процесса. Автоматизируются и интегрируются процессы между собой, расписание, ОП, электронный журнал посещаемости, обратная связь, обеспечение контроля на любом этапе учебного процесса, прозрачность наполняемости контента, адаптивность и мобильность, облачное хранение, есть моменты серверного хранения для создания архива. Версии на всех 3-х языках, интеграция с БД МОН РК и др.
В целях обеспечения дистанционного обучения модернизирована сеть WI-FI в учебных корпусах и общежитиях института, увеличена скорость интернет связи до 500 мб/с.
Для информирования обучающихся и ППС в условиях дистанционного обучения создана страница: «Дистанционное обучение» на сайте института.
Разработана методическая рекомендация по Алгоритму учебного процесса в дистанционном обучения. На начало учебного года 98% учебного материала размещены на образовательном портале Платонус. С сентября организованы проведение занятий в онлайн режиме, офлайн и дистанционном формате. Заведующим кафедрами поручено еженедельно осуществлять контроль за выполнением выдачи заданий и организации самостоятельной обучающимися в офлайн режиме. Взят на контроль выполнение студентами заданий и проведение консультации в чате, проведение рубежный и итоговый контроль.
Для проведения онлайн лекций ППС используют платформу «ZOOM».
«ZOOM» — простая и интуитивно понятная платформа с удобным функционалом. Позволяет проводить онлайн-чат с обратной связью в режиме реального времени, практические и лабораторные занятия, показ лекций, презентаций, изображений, видео и аудио материалов, опросов. Материалы видеолекции размещены на сайте института. Всем заведующим кафедр рекомендованы ежедневно просматривать саит на предмет проведения занятий в онлайн режиме.

Бакалавриат 1 курс
Осенний семестр организован в дистанционном формате. Обучение начали с 1 сентября. В этот день все мероприятия были проведены в онлайн-режиме. Были устанеовлены контакты со всеми обучающимися 1 курса, с ними проведена ориентационная работа по ознакомлению с расписанием и ППС. В онлайн-режиме кураторы групп ознакомили с политикой курса и форматом дистанционного обучения.
Для обучающихся из отдаленных регионов без доступа к интернету, а также средств для обучения (ноутбуки и др.), предусмотрено проживание в общежитиях с обеспечением компьютерной техники и обучения онлайн без посещения корпуса. Однако обращений со стороны студентов не было.
Учеба для студентов 2-4 курсов начался 1 сентября. Для студентов 2-4 курсов организован формат смешанный формат, т.е. онлайн и дистанционного обучения.
Для перехода на дистанционное обучение была увеличена мощность имеющейся платформы, решен ряд технических задач, произведен перенос серверов, организован широкополосный доступ в сеть Интернет, подготовлены хранилища и отстроен механизм резервного копирования системы, разработаны и запущены инструменты мониторинга нагрузки и системы мгновенного уведомления, произведены разработка, отладка, тестирование и запуск в рабочую среду модуля создания учетных записей в каталоге КЭД для предоставления доступа к облачным сервисам и дистанционному образованию..
Итоги первых двух недель учебы удаленно продемонстрировали возможности института и показали готовность к новым условиям. Для нашего института дистанционная форма обучения — формат не новый, поэтому переход прошел быстро и без особых сложностей. Задолго до всей этой ситуации, у нас уже была собственная система электронного обучения, где размещены материалы по всем образовательным программам. в 1 квартале согласно учебного плана запланированы обучение 84 дисциплин на 4-х курсах, которые, в свою очередь, были разделены по направлениям. Внутри каждой дисциплины обучающиеся были распределены по группам с привязкой к конкретному профессорско-преподавательскому составу.
Необходимо отметить полноценное образование с использованием дистанционных технологий возможно только при сочетании должного уровня качества контента с сервисом, в котором присутствует удобная навигация между лекциями, ясная структура учебного процесса и бесперебойная трансляция учебных аудиовидеоматериалов.
На сегодняшний день АИГИ уже обладает наработанной базой учебных видеоматериалов, но при этом необходимо постоянно обновлять видеоконтент. Так, преподавателям к началу учебного года были рекомендованы разработать 15 видеолекций по одной дисциплине со средней продолжительностью лекций в 20 минут. При разработке видеолекций преподавателями должны были применяться современные инструменты визуализации: 3D-графика, видеофрагменты и прочее — все, что в максимально интерактивной форме делает материал понятным. Так, Центром инновационных технологии (Гилажев Ж.М.), согласно разработанного ими графика, осуществлялись съемки видеолекции преподавателей. Затем они осуществляли их монтаж и размещали на сайте института. Так как онлайн занятия подразумевает обучение в режиме реального времени с преподавателями, так и самостоятельное изучение предоставленного материала. Видеолекции размещенные в облаке позволяет обучающимся получть доступ к лекциям и другим теоретическим материалам — тестам и домашним заданиям в любое удобное для них время. Преимущество онлайн лекция создает возможность связаться с преподавателем и задать вопросы по пройденному материалу, принять участие в вебинаре.
Студенты имели возможность online-коммуникации для всех участников учебного процесса: Microsoft Teams, Skype, Zoom. Офлайн и дистанционное обучение удобен для студентов из регионов, уехавшие домой на время карантина, могут не прерывать учебный процесс, а в случае отсутствия постоянного интернет-соединения или высоких скоростей получить доступ к лекциям в удобное для них время.
С какими проблемами, чаще всего сталкиваются студенты при дистанционном обучении?
На мой взгляд, главная проблема дистанционного обучения заключается в том, что студенты отдалённых сёл имеют ограниченный доступ в интернет, а у некоторых вообще нет компьютера.
Думаю, что после пандемии онлайн-сервисы, платформы и цифровые образовательные ресурсы станут обязательной частью системы высшего образования.

Таким образом, дистанционные технологии: онлайн-занятия и контроль знаний позволяют сделать следующие выводы:

  • В процессе дистанционного обучения все взаимодействие студентов и преподавателей организовано с помощью сети интернет;
  • Большую часть времени студент обучается по предоставленным материалам и лекциям (текстовым или видео) с помощью личного кабинета, изучает профильную литературу;
  • Любые возникшие в процессе обучения вопросы студент может задать напрямую профессорам с помощью переписки на почте или в специально созданных чатах;
  • Домашние задания также отправляются на почту или загружаются в специальную систему;
  • Для подготовки групповых проектов используются различные виртуальные доски, дискуссии, программы с общим онлайн-доступом;
  • Онлайн-лекции, семинары, практические занятия проводятся посредством Zoom, Skype, Microsoft Teams и других аналоговых сервисов видеоконференций.