ИНФОРМАЦИЯ  ОБ АТЫРАУСКОМ ИНЖЕНЕРНО- ГУМАНИТАРНОМ ИНСТИТУТЕ

Наименование организации образования – Учреждение «Атырауский инженерно-гуманитарный институт»

Форма собственности – частная

Год создания 2001 год. (Свидетельство о государственной регистрации №3853-1915-У-е от 19 марта 2001г).

Государственная лицензия  KZ57LAA00004704 от 28.04.2015г., выданная  Министерством образования и науки Республики Казахстан.

Реализуемые в институте 15 образовательных программ по высшему образованию (бакалавриат) подтверждены приложениями к государственной лицензии:

6В041 Бизнес и управление;

6В042 Право

6В061 Информационно-коммуникационные технологии;

6В062 Телекоммуникации;

6В071 Инженерия и инженерное дело;

6В072 Производственные и обрабатывающие отрасли;

6В073 Стандартизация, сертификация и метрология (по отраслям);

 6В073 Архитектура и строительство;

6В017 Подготовка учителей по языкам и литературе.

Контингент студентов.

На 2019-2020 уч.г. составляет 2092 чел.

Для формирования контингента студентов ежегодно ведется целенаправленная работа по взаимодействию с рынком труда и гибким реагированием образовательных программ на потребности рынка труда.

Государственная аттестация и аккредитация. Институт прошел  государственную  аттестацию на соответствие лицензионным требованиям в 2005, 2010, 2015 годах.

В 2018 году Независимым агентством ARQA     (регистрационный №НЕ-IA-00005) по аккредитации и экспертизе качества образования институт прошел институциональную и специализированную аккредитации и аккредитован на 5 лет. Аккредитованы 10 образовательных программ: 5В060200 Информатика, 5В070200 Автоматизация и управление, 5В070800 Нефтегазовое дело, 5В071900 Радиотехника, электроника и телекоммуникации, 5В072900 Строительство, 5В073200 Стандартизация и сертификация, 5В011900 Иностранный язык: Два иностранных языка,  5В030400 Таможенное дело, 5В050600 Экономика, 5В050900 Финансы.

Материально-техническая база.

В институте ведется системная работа по  улучшению состояния материально-технической базы (МТБ):

– в 2013 году сдано в эксплуатацию общежитие с площадью 1508 кв.м., рассчитанное на проживание 210 студентов;

– в 2015 году введен в эксплуатацию четырёхэтажный учебный корпус по адресу г.Атырау, ул.Худина, 5а;

– в  2017 году  введен в эксплуатацию пятиэтажный учебный корпус по адресу г.Атырау, ул.Худина, 6.

Учебные корпуса Адрес Ввод в эксплуатацию Количество этажей Общая площадь  
Учебный корпус №1 ул.Худина,6 от 21 ноября 2016года 5 2227,2 кв.м.
Учебный корпус №2 ул.Худина,5А Акт №307 от 29 декабря 2011года 4 2420 кв.м.
Учебный корпус №3 ул.Байжигитовой, 64 1960г. 2 1211,4кв.м.
Учебный корпус №4 (на стадии завершения строительств) ул.Худина,5. Конец 2020г. 4 2448 кв.м.
Общежитие Адрес Ввод в эксплуатацию Количество этажей Общая площадь  
Общежитие ул.Худина, 5Б Акт №152от 15 июля 2014 года. 4 1508 кв.м

– в 2015 году приобретены учебные лабораторий: «Основы автоматики и вычислительной техники», «Модель штанговой насосной установки»,  «Радиотехнические цепи и сигналы», «Испытание различных конструкций теплообменников», «Определение характеристик различных типов насосов»;

– в 2015 году приобретен земельный участок для летнего оздоровительного лагеря;

в 2015 году открыты кабинеты, оснащенные 5 мультимедийными установками;

– приобретены оборудования, приборы, учебные лабораторные стенды, виртуальные лабораторий по каждой образовательной программе,  создана лаборатория по робототехнике;

в 2017 году произведен капитальный ремонт учебного корпуса №3 по адресу г.Атырау, ул.Байжигитовой 64;

– в 2017 году для строительства Дома студентов и  спорткомплекса приобретен земельный участок 1 га.

Карта показателей материальных ресурсов

Показатели 2019 год
Общее количество, – учебных корпусов, ед. 4
Общая площадь учебно-лабораторной базы, приходящаяся на 1 студента/ обучающегося приведенного контингента, В.м. 6,8
Количество, в единицах/ число посадочных мест: 6952
– компьютерных классов 11
– мультимедийных кабинетов 10
– лингафонных кабинетов 2
специализированных кабинета 11
Учебных лабораторий 13
читальных зала 3 на 150 посадочных мест
Обеспечение Интернетом Все учебные корпуса
точки доступа к WiFi 5
количество компьютеров 179
Общежитие 1 (на 210 мест)
Столовые 3

Книжный фонд Основной книжный фонд библиотеки – 160359 экземпляров, из них учебная и учебно-методическая – 98723 экз. (61,6 % от общего фонда), научная литература  61636 экз. (38,4 % от общего фонда). В том числе на государственном языке – 114098 экз. (71,2% от общего фонда),на русском языке – 23830 экз. (14,8% от общего фонда);на английском языке – 22431 экз. (14% от общего фонда).

Кадровый состав. Остепененность профессорско-преподавательского состава по вузу составляет – 40,6% По специальностям: 5В11900-Иностранный язык: Два иностранных языка–40,6%; 5В030400-Таможенное дело–48,1%; 5В050600-Экономика–46,1%; 5В050900-Финансы – 46,1%; 5В060200-Информатика – 35,6%; 5В070200-Автоматизация и управление–40,8%; 5В070800-Нефтегазовое дело–42,8%; 5В071900-Радиотехника, электроника и телекоммуникации–35,6%; 5В072900-Строительство–35,6%; 5В073200-Стандартизация и сертификация–35,6%

Остепененность ППС 2017-2018 2018-2019 2019-2020
Доктора наук 6 4 5
Кандидаты наук 36 25 25
Ph-доктора 1
Академики  и члена –  корреспондента НАН РК 3 3 4
Профессара ВАК 3 3 4
Доценты ВАК 6 5 4
Магистры 49 48 50

Трудоустройство. Востребованность на рынке труда и показатели трудоустройства выпускников являются важной характеристикой эффективности деятельности любого высшего учебного заведения.

Атырауский инженерно-гуманитарный институт  по итогам 2018 года в Рейтинге вузов страны, проведенного   специалистами АО «Центр развития трудовых ресурсов», по заказу Министерства труда и социальной защиты населения, и опубликованный на сайте Электронной биржи труда вошел в число 20 лучших вузов. За основу были взяты сведения о фактическом трудоустройстве выпускников, окончивших вуз в 2015-2017 г.г.  В списке 20 вузов – лидеров Атырауский инженерно-гуманитарный институт расположен на 16 месте.

Институт осуществляет свою работу по содействию трудоустройству выпускников на основе установления постоянной связи с потенциальными работодателями путем заключения долгосрочных договоров о сотрудничестве. Проведена работа по пролонгированию ранее заключенных договоров, продолжается работа по установлению связей и подписанию новых договоров о сотрудничестве.

На сегодня подписано 137 договоров с 86 социальными партнерами об организации профессиональной практики и трудоустройству. Из них можно выделить такие, как  ТШО, NСОС, АО «Эмбамунайгаз», ТОО “КазНИГРИ”, ТОО “Эмбагеодезия”, АО “АтырауМунайӨнімдері”, АФ ТОО “Каспийский институт  разведочной геофизики”, АО “Национальный центр экспертизы и сертификации” и др крупными предприятиями региона.

 Для улучшения качества подготовки квалифицированных специалистов, усиления практической направленности учебного процесса, внедрение дуального обучения  а также проведения совместных научных исследований и внедрения их результатов в производство. Созданы 10 филиалов кафедр на предприятиях, организациях, банках. Ежегодно проводиться  Ярмарки вакансий для выпускников,  наши студенты также участвуют в «Ярмарках вакансий», организуемых  городским Центром занятости.

Наблюдается стабильная динамика показателя трудоустройства выпускников института за последние 5 лет на уровне 75-80 процентов.

Академический                год К-во выпускников Количество трудоустроенных выпускников
1 2014-2015 307 233 75,9
2 2015-2016 555 452 81,4
3 2016-2017 354 284 80,2
4 2017-2018 360 297 82,5
5 2018-2019 438 352 80,3
   за 5 лет 2014 1618 80,6(средний показатель за 5 лет )

В институте разработан Проект полиязычного образования. Создан инновационный центр  «Learn Real English» «L.R.E.», «Изучай настоящий английский».

Реализуются проекты по изучению казахского, английского языков по уровневой технологии (А1А2, В1В2, С1С2 с 1 по 6 семестр) и далее два семестра по программе продвинутого уровня «Международные стандартизованные языковые курсы», IELTS, TOEFL.

Реализуется работа по внедрению в учебный процесс проекта «Английский язык с применением IT технологий – “ENGLISH WITH IT”», где предусмотрены мероприятия по применению инновационных технологии и новых методик по изучению английского языка с IT технологией и использованием инновационных методов преподавания, таких как английский и видео, английский и социальные сети, английский и музыка, что может существенно улучшить овладение английским с помощью практики чтения, письма и прослушивания, советов по грамматике, лексике, играм.

По проекту British Council «English for Success» обучались 15 преподавателей Они освоили соответствующий требованиям вузов уровень английского языка и методику преподавания дисциплин на английском языке.

Примеры, демонстрирующие применение инновационных методов обучения в учебном процессе, представлены в следущей таблице.

Метод обучения ОП Дисциплина
Фрейм 5В050600 «Экономика» Бизнес планирование
Синквейн 5В050900 «Финансы» Налоговое  планирование
Работа в малых группах 5В030400 «Таможенное  дело» Теория государства и права
Экспертные группы 5В011900 «Иностранный язык:два   инастранных  языка» Лексикология английского   языка
Деловая игра 5В060200 «Информатика» Программное  обеспечение  ЭВМ
Метод проектов 5В071900 «Радиотехника,электорника,телекоммуникация» Основы  схеотехники и  радиоэлектроники в телекоммуникациях
Лекция с запланированными ошибками 5В070200 «Автоматизация и управление» Линейные   системы  автоматического  регулирования
Кейс метод 5В070800 «Нефтегазовое  дело» Техника  и технология методов повышения  нефтео
Мозговой штрум 5В072900 «Строительство» Геотехника
Семинар дискуссия 5В073200 «Стандартизация, сертификация» Экспертиза  качества  продукции

Ряд преподавателей успешно используют  методы и приемы развития критического мышления студентов, среди них: приемы «РАФТ», «синквейн», работа в малых группах, «экспертные группы». Данные приемы  используют преподаватели Жиенкулова Л.Т  при организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплинам ОП 5В050900-Финансы – «Менеджмент», «Корпоративные финансы», «Государственный бюджет», Кубашева Д.А. на практических занятиях курса «Робототехника», «Среда разработки и язык   программирования  микроконтроллеров  Arduino».

За последние три года  было создано 49 наименований электронных изданий, включая электронные учебники, видеолекции и видеолабораторные занятия (например, электронный учебник Куанов М.С «Экология человека», видеолабораторное занятие Ликаров М. по дисциплине «Экспертиза  качества продукции»). Лекционные курсы по дисциплинам обеспечено мультимедийным сопровождением.

С 2013 по 2018 год преподавателями института  в электронной библиотеке АИГИ были размещены 58 учебных и учебно-методических пособия и более 70 электронных версий УМКД по ОП на казахском и русском языках.

Наименование кафедры Учебные года
2013-2014 2014-2015 2015-2016 2016-2017 2017-2018
Инженерно- технический 47% 47% 52,9% 46,1% 45,4%
Экономика и таможного дела 46,1% 46% 48% 45,4% 45,1%
Информатика, автоматизация и управление 45,4% 45,4% 46,6% 50% 46,1%
Иностранных языков 50% 45,4% 53,8% 46,1% 45,4%
Математика и обще-образовательных дисциплин   50,1%
Социально-гумнирные дисциплины 54,5% 54,6%      
Средний показатель 47,1% 45,9% 50,3% 47,5% 45,5%

Уделяется внимание повышению квалификации преподавателей института в других образовательных учреждениях высшего образования как в республике, так и зарубежом.

Учебный год Прошедших повышение квалификации % повышения квалификации
2013-2014 18 29
2014-2015 43 66
2015-2016 35 45
2016-2017 30 50
2017-2018 35 50
2018-2019 38 52

В последние годы наблюдается повышение научно-исследовательской активности ППС, заметно возросло количество публикаций преподавателей.

Учебный год Публикаций ППС
2013-2014 42
2014-2015 52
2015-2016 54
2016-2017 52
2017-2018 58
2018-2019 62

Образовательные программы по направлениям подготовки специалистов. В настоящее время в институте  распространена практика внедрения личностного ресурса успеха современного специалиста. Образовательные программы разработаны с использованием модульной технологии обучения. Внедредрениемеждисциплинарных и мультидисциплинарных модулей способствует личностному развитию студентов, формирует профессиональные компетенции. Посредством такого обучения будущий специалист получает возможность выйти за рамки определенной деятельности, расширить возможности персонализации и получить социальное подтверждение собственной состоятельности и компетентности. С учетом этих требований, институтом разработаны 15 новых образовательных программ.

Наименование образовательных программ Количество
Образовательные программы, имеющие практикоориентированный характер с привитием управленческих навыков 4
Образовательные программы,направленные на подготовку современных педагогов с учетом обновленного содержания среднего образования 3
Образовательные программы, разработанные совместно с работодателями по приоритетным специальностям региона (Информационно-коммуникационные технологии, Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли) 5
Инновационные образовательные программы по приоритетным отраслям,  разработанных совместно с работодателями, в.т.ч. по подготовке IT специалистов 2
Применение инновационных технологий обучения (в т.ч. проектного обучения) при преподавание дисциплины «Основы предпринимательских навыков» 15
Применение инновационных технологий обучения при преподавании дисциплины «Бизнес-образование» 15
Образовательные программы, содержащие модуль по противодействию коррупции «Основы антикоррупционой культуры» 15

Результаты рейтинга образовательных программ вузов РК, который проводился НПА РК «Атамекен» свидетельствует о лидирующих позициях по специальностям: «Экономика» (4 место), 5В073200-Строительство (4 место), 5В070800-Нефтегазовое дело(10 место), 5В071900-Радиотехника, электроника и телекоммуникации (14 место),  5В073200-Стандартизация, сертификация и метрология (16 место), Автоматизация и управление (20 место)

Воспитательная работа  По программе «Рухани жангыру» в АИГИ развита единая целостная система формирования не только профессиональных, но и социальных, в том числе коммуникативных компетенций выпускников. Служба поддержки обучающихся осуществляется через молодежные объединения – комитет по делам молодежи, студенческое самоуправление, в составе которого действуют культурно-творческий сектор, команда КВН, Спортивный клуб,  «Саналы ұрпақ» клуб антикоррупционной борьбы, Волонтерский центр «RAYofHOPE», Дебатный клуб «Гладиатор», литературно-познавательный кружок «Дипломат», клуб девушек «Сырғалым», студенческий отряд «Жасыл ел», кружок самодеятельности.

Активисты Комитета по делам молодежи проводят мероприятия разных масштабов: благотворительные акции, круглые столы, патриотические форумы, конференции, акции, флэш-мобы, концертные программы, спортивные игры, встречи с общественными, политическими и культурными деятелями. Студенты института являются членами Альянса студентов Казахстана, студенческого профкома, молодежного крыла партии «HypОтан» – «ЖасОтан». Получило развитие клуба Дебатного движения, студенческого Парламента, клуба Араторского мастерства.

В институте созданы 3 отряда волонтерского движения:

  1. Социальное волонтерство (помощь пожилым, одиноким людям) охвачено 35 студентов;
  2. Культурное волонтерство (Обучение английскому языку, IT-технологиям, робототехнике), охвачено 28 студентов;
  3. Экологическое волонтерство (деятельность, направленная на сохранение окружающей среды, решение экологических проблем), охвачено 232 студента.

В Центре «Рухани жаңғыру», созданном при институте реализуется 6 проектов:

  1. Переход казахского языка на латиницу
  1. Проект «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке» по общественным и гуманитарным наукам
  2. Дальнейшее развитие патриотизма через изучение истории родного края и системной реализации программы «Туған жер»
  3. Проект «Духовные святыни Казахстана» или «Сакральная география Казахстана»
  4. Проект «Современная казахстанская культура в глобальном мире»
  5. Проект «100 новых лиц Казахстана», направляющий внимание общества на современность, на историю наших современников.

Функционирует студенческий клуб «Кітап әлемі – рухани жаңғыру бастамасы». В рамках плана работы Центра «Рухани жаңғыру» проводятся форумы, познавательные конкурсы и фестивали, конкурсы научных проектов среди молодых ученых, экспедиции, встречи и др мероприятия. Молодые ученые института являются победителями республиканского конкурса лучших научных проектов.